Притча.
При создании картины «Тайная
вечерня» Леонардо столкнулся с огромной
трудностью: он должен был изобразить Добро,
воплощенное в образе Иисуса, и Зло – в образе
Иуды, решившего предать его на этой трапезе.
Леонардо на середине прервал работу и возобновил
ее лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на
выступлении хора, он увидел в одном из юных
певчих совершенный образ Христа и, пригласив его
в свою мастерскую, сделал с него несколько
набросков в этюд. Прошло три года. «Тайная вечерня» была почти
завершена, однако Леонардо пока не нашел
подходящего натурщика для Иуды. Кардинал,
отвечавший за роспись этого собора, торопил его,
требуя, чтобы фреска была закончена как можно
скорее. И вот после многодневных поисков
художник увидел валявшегося в сточной канаве
человека - молодого, но преждевременно
одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного.
Времени на этюды уже не оставалось, а Леонардо
приказал помощникам доставить его прямо в собор,
что те и сделали. С большим трудом его притащили
туда и поставили на ноги. Он толком не понимал,
что происходит, а Леонардо запечатлевал на
холсте греховность, себялюбие, злочестие,
которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому
времени уже немного протрезвел, открыл глаза,
увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и
тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? – недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В
ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна
мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.